Гении и аутсайдеры

Гении и аутсайдеры

Гении и аутсайдеры
Источник: telegra.ph

Почему одним все, а другим ничего

1. Сила обстоятельств

В последнее время биографические книги и статьи стали не просто последовательным жизнеописанием, а восхвалением уникальных личностных качеств того или иного выдающегося человека. Только не умеющий читать не знает, что Стив Джобс отличался маниакальным стремлением к простоте во всем, а Майк Тайсон — невероятной агрессивностью.

При этом мало кто задумывается над тем, что, возможно, мы никогда не услышали бы о Джобсе, если бы его растили биологические родители вдали от Кремниевой долины. И неизвестно, стал бы Майк Тайсон боксером или нет, если бы рос в более благополучном районе и дружной семье (те, кто знал Майка в детстве, в один голос заявляют о его мягком характере и неумении постоять за себя).

1.1. Важно вовремя родиться

Чтобы стать известным футболистом, недостаточно родиться в Бразилии, а канадское гражданство не обязательно откроет путь в НХЛ. Однако если будущему хоккеисту посчастливилось родиться в Канаде, к успеху его может приблизить удачный месяц рождения.

Оптимальными месяцами рождения для будущих хоккеистов являются январь, февраль и март. Чем ближе день рождения к началу года, тем больше шансов на успех. Оказывается, у 40% игроков сильнейших канадских взрослых, юношеских и детских хоккейных команд дни рождения в январе, феврале и марте, у 30% — между апрелем и июнем, у 20% — между июлем и сентябрем и только у 10% — в последние месяцы года.

Такая ситуация никак не связана с астрологией, нумерологией и фазами Луны. Просто набор в хоккейные группы завершается к концу календарного года. Если ребенку исполняется десять лет 30 декабря, он попадает в группу десятилеток, а если его день рождения 2 января, он тренируется с девятилетками. В этом возрасте разница в год критична — в течение двенадцати месяцев значительно увеличиваются рост и вес и улучшается координация движений. В результате такого отбора самые старшие (а значит, ловкие и рослые) юные игроки считаются наиболее талантливыми. Они попадают в детские клубные команды, с ними занимаются лучшие тренеры, в течение сезона они участвуют в большем количестве матчей и тренируются в 2–3 раза больше, чем их менее удачливые сверстники. Через 4–5 лет незначительное отличие в возрасте перерастает в огромную пропасть в уровне игры, благодаря более качественному обучению, более интенсивным тренировкам и игровой практике. Перед успешным подростком открываются перспективы большого спорта.

Анализ состава спортивных команд по другим видам спорта в разных странах лишь подтвердил гипотезу о влиянии месяца рождения на дальнейшую карьеру. Отбор в детские футбольные команды в Англии заканчивается к 1 сентября, а большинство футболистов английской Премьер-лиги родились в осенние месяцы. Похожая статистика в чешском хоккее, европейском футболе и американском бейсболе.

Роберт Мертон называл такую ситуацию самоисполняющимся пророчеством — когда неверное определение влечет за собой обстоятельства и поведение, превращающие это определение в реальность. Мертон также использует термин «Эффект Матфея» по аналогии с Новым Заветом: «Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет». Эффект Матфея проявляется при наличии трех факторов: разделения, распределения и дифференцированного опыта. Решение об отборе игрока в группу принимается, когда он находится в юном возрасте; затем «способные» отделяются от «неспособных», и «способные» (то есть те, кто родился в дни, наиболее близкие к дате окончания отбора) получают решающее преимущество.

Эффект Матфея работает не только в спорте. Нередко родители раньше срока отдают в школу детей, умеющих читать и считать. Часто такие дети хуже адаптируются к школе, и со временем разница в несколько месяцев не сглаживается, а усугубляется. В американских колледжах студенты, относившиеся к младшей части класса в школе, составляют всего 11,6%.

Приведенные выше примеры демонстрируют, что самый способный и целеустремленный человек может так и не получить возможность проявить себя лишь из-за того, что родился не в том месяце. Единственный выход — запретить любые тестирования и отборы, по крайней мере, до достижения ребенком десятилетнего возраста.

1.2. Благоприятные возможности

Случается, что ребенок рождается «с серебряной ложкой во рту», с младенчества его окружают лучшие гувернантки, затем он поступает в элитную школу, после которой с высокой вероятностью продолжает образование в престижном университете, а в результате он становится заурядным неудачником, способным только проматывать наследство. В то же время его ровесник из менее благополучной страны, который вынужден работать с ранних лет из-за того, что родители едва сводят концы с концами, может стать богатым и знаменитым.

Дело в том, что, говоря о возможностях, мы чаще всего имеем в виду деньги и статус. Однако гораздо важнее оказаться в нужное время в нужном месте. Причем для одного это место станет началом успеха, а для другого станет лишь еще одной остановкой на жизненном пути.

Билл Гейтс родился в состоятельной семье. Однако он достиг того, чего достиг, благодаря череде благоприятных возможностей. Вот лишь некоторые из них:

  • Биллу было скучно в обычной школе, и родители перевели его в частную школу «Лейксайд».
  • Родители учеников приобрели компьютер для школы — в то время это была редкость.
  • Мать одного учеников оказалась совладелицей компании-провайдера компьютерного времени, и Билл мог проводить долгие часы за компьютером.
  • Билл случайно узнал о вакансии программиста в компании ISI.
  • Школа «Лейксайд» разрешила ученикам пропустить семестр, чтобы они смогли участвовать в проекте по компьютеризации электростанции.

1.3. Трудности

Путь к успеху, как правило, тернист. Однако нередко именно проблемы дают толчок развитию в нужном направлении. Проанализировав жизненный путь нескольких известных нью-йоркских адвокатов конца XX века, автор составил список факторов, которые повлияли на успешное развитие карьеры. Некоторые из этих факторов были скорее негативными, чем позитивными.

  • Все они родились в начале 1930-х годов, поэтому имели значительный профессиональный опыт к 1975 году, когда произошла революция в юриспруденции.
  • Они росли в период Великой депрессии, что, с одной стороны, было плохо — их детство было крайне бедным. С другой — экономическая нестабильность породила демографический кризис, а значит, у них было больше шансов получить хорошее образование, а впоследствии — работу.
  • Их родители были наемными работниками в швейной индустрии, но, получив опыт и накопив денег, сумели начать собственный бизнес.
  • Они были евреями, их не брали на работу в лучшие юридические конторы, поэтому они вынуждены были работать самостоятельно и браться за неприятные дела. Именно этот опыт позволил им впоследствии преуспеть.
  • И, конечно, они были умны, амбициозны и трудолюбивы.

2. Упорство и трудолюбие

Даже если судьба благоволит к вам, все ее подарки не принесут пользы, если вы не будете упорно трудиться.

2.1. Правило 10 000 часов

Шведский ученый Андерс Эрикссон сумел определить, что человеку необходимо затратить около 10 000 часов, чтобы добиться успеха в той или иной области.

В начале 1990-х Эрикссон исследовал феномен успеха. В Берлинской музыкальной академии студентов-скрипачей распределили по группам в соответствии с ожиданиями преподавателей. В первой группе были потенциальные звезды, во второй — способные студенты, а в третьей — те, кто в лучшем случае будет преподавать музыку в общеобразовательной школе. Затем каждому из студентов задали вопрос: «Сколько часов вы уже потратили на занятия музыкой?» Оказалось, что большинство студентов впервые взяли в руки скрипку в пятилетнем возрасте. В первые 2–3 года все они занимались по 2–3 часа в неделю. Однако к девяти годам лучшие студенты занимались уже по 6 часов в неделю, к 12 годам — по 8 часов, а с 14 до 20 лет — по 16 часов. Таким образом, к 20 годам у каждого из них за плечами было около 10 000 часов занятий. Студенты из второй группы посвятили музыке около 8 000 часов, а будущие учителя музыки — не более 4 000 часов. Аналогичные результаты были получены в процессе опроса студентов-пианистов.

С тех пор проводились многочисленные исследования причин успеха шахматистов, писателей, баскетболистов и композиторов. Вновь и вновь возникало число 10 000 как показатель профессионализма и мастерства.

Десять тысяч часов можно «собирать» до пенсии, а можно проявить упорство и стать профессионалом за 6–10 лет. Будущий 11-й чемпион мира по шахматам Роберт Фишер стал самым молодым международным гроссмейстером в 15,5 лет, через 9 лет после начала занятий шахматами. Тридцать четыре года спустя россиянин Сергей Карякин попал в книгу рекордов Гиннеса как самый молодой гроссмейстер в истории, потому что завоевал высшее звание в 12 лет и 7 месяцев. Все, кто знал Сергея в детстве, вспоминают, что он познакомился с шахматами в пятилетнем возрасте и проводил за доской целые дни.

Анализируя истории успеха знаменитостей, автор приходит к выводу, что магическое число 10 000 работает в каждом случае без исключения.

Моцарт считался юным гением и писал музыку с 6 лет, однако первое гениальное произведение он написал лишь в 21 год, Билл Гейтс бросил Гарвард, имея значительный опыт в программировании, а «Битлз» завоевали мировую известность после 1200 живых концертов и нескольких лет работы без выходных.

Академические успехи выходцев из азиатских стран объясняются не только врожденным трудолюбием, но и тем, что они больше учатся.

Учебный год в Японии длится 243 дня, в Южной Корее — 220 дней, тогда как в США дети учатся 180 дней в году, а в России еще меньше — 170 дней.

Гладуэлл отмечает интересную особенность правила 10 000 часов: те, кому улыбнулась удача, имеют больше возможностей набрать эти часы быстро и эффективно.

Канадские хоккеисты, которым повезло родиться в январе-марте, через год после начала занятий отбираются в элитные детские команды, где созданы все условия для длительных тренировок под руководством опытных наставников. Те, кого не отобрали, тренируются 2–3 раза в неделю в школе.

2.2. Упорный труд — шаг к успеху

Если ребенку повезло с родителями, они будут поддерживать его увлечения, мотивируя и помогая двигаться к цели.

Юному музыканту родители приобретут хороший инструмент, будут возить на конкурсы и оплачивать дополнительные занятия. Талантливого теннисиста мама будет кормить полезной едой и дважды в день возить на тренировки, а папа будет следить за спортивным инвентарем.

К сожалению, далеко не всем повезло родиться в благополучных семьях, однако рядом могут оказаться посторонние люди, готовые помочь: друзья, учителя, меценаты. Тем не менее недостаточно принять эту помощь, нужно быть готовым к усердной работе.

В 1990-х в Нью-Йорке открылась экспериментальная средняя школа KIPP Academy. В нее может поступить любой выпускник начальной школы, живущий в Бронксе — места разыгрываются в лотерее. Учатся здесь в основном афро- и латиноамериканцы. Три четверти детей воспитываются в неполных семьях, а 90% учеников получают бесплатные обеды от муниципалитета. Почти у всех учеников были проблемы с учебой в начальной школе, а некоторые преступали закон. Однако именно здесь дети чудесным образом превращаются из аутсайдеров в лидеров и отличников, а результаты по математике у восьмиклассников KIPP Academy выше, чем у их ровесников из привилегированных школ. Многие из выпускников KIPP Academy поступают в университеты. Секрет в том, что дети в этой школе учатся с утра до вечера, а потом еще выполняют домашние задания. На летних каникулах у них тоже есть занятия. Жизнь в таком напряженном ритме — их единственная возможность конкурировать со сверстниками, образованием которых родители занимались с ранних лет.

3. Происхождение

Помимо удачного стечения обстоятельств и трудолюбия очень важен исторический, культурный и семейный «анамнез» человека.

Большинство мексиканских крестьян, прибывших в США в 1920-х годах, в новой стране так и остались низкооплачиваемыми наемными работниками, а их дети и внуки не стали образованными людьми. В тот же период времени в Америку приехали европейские евреи, которые первое время трудились на заводах, в мастерских и в магазинах. Однако через некоторое время они сумели накопить денег и открыть свои маленькие предприятия, а их потомки стали врачами и адвокатами.

3.1. Врожденные особенности

Врожденным способностям и индивидуальным данным принято придавать слишком большое значение. Если ребенок рождаются крупным, родственники пророчат ему карьеру баскетболиста. Малыша, который рано научился читать и считать, родители представляют ученым, писателем или программистом. На самом деле, даже родители — нобелевские лауреаты, высокий IQ и выдающиеся физические данные не гарантируют успеха в жизни.

Показатель IQ среднестатистического человека, поступающего в колледж, около 100 баллов, а коэффициент интеллекта студента, сдающего экзамены в аспирантуру, около 115 баллов. Показатель IQ Эйнштейна 150, а коэффициент интеллекта Криса Лангана 195. Он не ученый, не писатель и не юрист. В шесть месяцев Крис уже разговаривал, в три года самостоятельно научился читать. Он прекрасно рисовал, выучил несколько языков и блестяще справлялся с любыми тестами. Он получил стипендию на обучение в колледже, но через год лишился ее, потому что мать забыла поставить подпись на каком-то документе. Через некоторое время он возобновил учебу, но вынужден был уйти из университета и в этот раз, потому что его машина сломалась, и ему не на чем было ездить из деревни в город. Обстоятельства были против него, поэтому человек, решающий сложнейшие математические задачи и обладающий энциклопедическими знаниями, всю жизнь проработал строителем, рыбаком и вышибалой.

Зависимость успеха от коэффициента интеллекта существует лишь до определенного уровня. Люди с IQ около 70баллов получают меньше денег, чем те, у кого он выше на 30 баллов, к тому же они чаще болеют и раньше умирают. Тем не менее показатели IQ выше 120 баллов уже не приносят значимого преимущества в жизни. Ученый с показателем IQ 180 баллов имеет ничуть не больше шансов получить Нобелевскую премию, чем тот, чей IQ ниже в 1,5 раза. То есть для успеха в интеллектуальной деятельности нужно иметь достаточно высокий IQ, но необязательно очень высокий.

Аналогичным образом показатели роста баскетболистов имеют значение лишь до определенной отметки.

С ростом 165 см путь в баскетбол заказан, но у игрока с ростом 183 см уже есть некоторые шансы попасть в команду, и с каждым сантиметром они увеличиваются. Однако баскетболист с ростом 205 см не считается более перспективным, чем тот, у кого рост 198 см, как у легенды баскетбола Майкла Джордана.

3.2. Культурные и этнические особенности

Несмотря на волну политкорректности, захлестнувшую в мир в последние десятилетия, существуют некоторые виды деятельности, которые лучше даются представителям той или иной национальности или расы.

Всем известно, что у азиатов более высокий IQ, чем у европейцев, а дети иммигрантов из Японии, Кореи и Китая имеют более высокие баллы по математике, чем их сверстники из Европы и США. Рекордсмены по бегу, как правило, родом с африканского континента, а среди чемпионов мира по шахматам много людей с еврейскими корнями.

Удобно думать, что у всех этих людей есть особый ген, отвечающий за успешность той или иной деятельности, однако это не совсем так. Намного большее значение имеют культурные особенности, в том числе языковые.

Попробуйте выполнить простое задание: посмотрите на ряд цифр 4, 8, 5, 3, 9, 7, 6 и произнесите их названия вслух. Затем отведите взгляд, в течение 20 секунд запоминайте цифры, а затем попытайтесь их воспроизвести. Китайцы, как правило, воспроизводят ряд цифр без ошибок, а люди, чьим родным языком является английский, ошибаются в 50% случаев. Оказывается, наша память с легкостью воспринимает только ряды цифр, которые можно назвать не более чем за 2 секунды. Китайские названия цифр короче английских: например, 7 — это «ки» на китайском и «seven» на английском. Ряд из семи цифр укладывается в 2 секунды на китайском, но не укладывается на английском.

Среднестатистический четырехлетний китаец умеет считать до сорока, а его ровесник из США — до пятнадцати. Происходит это потому, что система образования чисел в китайском, японском и корейском языках логичнее и проще, чем в английском и русском: одиннадцать — это «десять – один», двадцать пять — «два десятка – пять» и т. д.

О трудолюбии азиатов ходят легенды. Они последними уходят из университетской библиотеки и демонстрируют чудеса производительности на фабриках по всему миру. Но на самом деле, современные китайцы — просто лентяи по сравнению со своими предками, выращивавшими рис.

В отличие от европейских земледельцев, которые отдыхали в холодные месяцы, китайцы работали без выходных, вставая рано утром. Ученые подсчитали, что выращивание риса — в 20 раз более трудоемкое занятие, чем выращивание кукурузы или пшеницы, а китайские крестьяне трудились в поле не менее 3 000 часов в год!

При этом китайцы уверены, что трудиться без отдыха — это нормально, потому что от их усердия зависит благополучие семьи. В западных капиталистических странах работники пытаются работать не больше чем положено и получать при этом различные льготы и бонусы. А в странах с феодальной историей люди подсознательно уклоняются от работы.

Историк Давид Аркуш сравнивал русские и китайские пословицы о крестьянском труде. Русские пословицы были пронизаны пассивным фатализмом — «Бог не даст, и земля не родит», а китайские поражали уверенностью в том, что упорный труд будет вознагражден — «Не ждите, что небо даст вам пищу, надейтесь на две руки, несущие ношу» или «Если человек будет усердно трудиться, и земля не будет лениться».

Успехи евреев в интеллектуальной деятельности принято объяснять их высокой образованностью. Тот факт, что в религиозных семьях дети начинают изучать (читать) Тору с трех лет, несомненно, влияет на умственное развитие детей. Однако не только потомки раввинов, но и дети портных и уличных торговцев получали хорошее образование. Автор считает, что секрет успеха евреев в инициативности и стремлении к осознанной деятельности.

Теда Фридмана, известного в 1970-х адвоката, мать каждый месяц водила на концерты в Карнеги-холл. Они были слишком бедны, чтобы покупать билеты, и мать давала билетерше 25 центов, чтобы та разрешила им постоять на балконе. Она была простой швеей, но сумела преподать детям урок того, как добиться желаемого.

Культурные традиции не всегда бывают позитивными. Иногда они приводят к гибели десятков людей.

Причиной серии авиакатастроф компании Korean Air оказалось банальное неумение настаивать на своем в общении с вышестоящими и незнакомыми людьми. Расшифровки черных ящиков показали, что в одном случае второй пилот постеснялся указать командиру на его ошибку, в другом — пилот не сумел настоять на экстренной посадке в разговоре с диспетчером.

Голландский ученый Гирт Хофстид создал систему анализа культурных отличий, которую теперь называют «измерения Хофстида». Ее основными параметрами являются «уровень обособленности», «избегание неопределенности» и «индекс дистанции власти».

Измерения уровня обособленности происходит на шкале «коллективизм – индивидуализм», и наиболее коллективной страной считается Гватемала, а наиболее независимой — США.

В странах с высоким уровнем избегания неопределенности — Греции, Уругвае, Гватемале, и Бельгии — люди более склонны следовать правилам и планам, вне зависимости от обстоятельств, в то время как в Гонконге, Швеции, Дании, на Ямайке и в Сингапуре люди спокойно воспринимают изменения.

Индекс дистанции власти показывает, каковы отношения между начальством и подчиненными, государственными деятелями и простыми гражданами.

Премьер-министр Нидерландов Йоп ден Ойл любил проводить отпуск в обычном кемпинге, а премьер-министр Австрии Бруно Крейски ездил на работу на трамвае. В этих странах низкий индекс дистанции власти, в отличие от европейских соседей — Бельгии и Франции, где крупных чиновников можно увидеть только по телевизору.

3.3. Семья

Малкольм Гладуэлл изучал влияние истории и традиций семьи на судьбу человека на примере своей собственной семьи. Он пришел к выводу, что события вековой давности могут стать залогом успеха или неудач далеких потомков.

Прапрапрабабушку автора купили на рынке рабов. Благодаря более светлому оттенку кожи их общий с хозяином сын был освобожден от рабства. Его потомки стали учителями, священниками и предпринимателями. Общественные преобразования позволили тете Малкольма Гладуэлла получить университетскую стипендию, а его мать обязана образованием своей матери, которая взяла взаймы крупную сумму денег. Все эти события являются не только следствием стечения обстоятельств, но и результатом проявления воли и убеждений членов семьи.

Семейные ценности и приоритеты способны коренным образом изменить жизнь человека.

Анализируя биографию Джо Флома, преуспевающего нью-йоркского адвоката, автор изучил историю его семьи. Детство Джо прошло в бедности: его родители иммигрировали в Америку из Восточной Европы и зарабатывали на жизнь, изготавливая аппликации и плечики для женской одежды. Будучи способным и прилежным учеником, Джо смог поступить в престижную государственную школу, а его родители сумели создать собственное швейное предприятие и стать независимыми. Они работали по 18 часов в сутки и сделали все, чтобы Джо, который с шести лет мечтал о карьере юриста, получил хорошее образование. После школы он поступил в Гарвард и стал лучшим студентом курса, а мог бы ходить по улицам и продавать фартуки, сшитые матерью.