Проблемы малого бизнеса

Проблемы малого бизнеса

Проблемы малого бизнеса

Лихие 90-е годы в нашей стране запомнились не только массовым обнищанием населения, грабительской приватизацией и вечно пьяным президентом, но и широтой открывшихся возможностей для частной инициативы. Уголовно преследуемые при советской власти "фарцовщики" и "спекулянты" враз стали  уважаемыми "бизнесменами". Идея купить за рубль продать за три овладела массами и множество людей занялись тем или иным видом бизнеса, тем более, что официальной работы всё равно не было - большое число предприятий приказало долго жить, а рынок товаров и услуг был практически пуст и в любой сфере открывались самые широкие возможности.

С тех пор многое изменилось. Государство начало регулировать сферу малого предпринимательства начиная с 1995 года и с тех пор ежегодно законодательство в этой сфере только ужесточается. Рынок насытился, незанятых ниш почти не осталось, растёт конкуренция, административные барьеры и налоговая нагрузка. Не секрет, что количество малых предприятий в последнее время только снижается. Всё меньшее количество наших сограждан мечтает заняться индивидуальной деятельностью, предпочитая гарантированный оклад превратностям тяжёлой жизни предпринимателя.

С какими же проблемами сталкивается современный бизнесмен в России? Принято делить проблемы малого бизнеса на внешние и внутренние. В этой статье мы коснёмcя пока только внешних проблем, а о внутренних поговорим в следующих статьях цикла.

Финансы

Большинство предпринимателей называют основной проблемой современного российского малого бизнеса недостаток финансовых средств. Сейчас уже невозможно начать собственное дело без значительного стартового капитала, если только речь не идёт о торговле семечками в переходе. Да и то требуется как минимум купить для начала мешок семечек, то есть осуществить первоначальные вложения. Любое более-менее серьёзное дело требует более крупных первоначальных вложений - если вы, к примеру,  открываете кафе, нужно арендовать и отделать помещение, приобрести оборудование, нанять персонал, получить все разрешения, вложиться в рекламу. Будет ли кафе приносить доход зависит от множества факторов, в том числе малопредсказуемых, а средства уже потрачены. То же касается и любой другой сферы

Кроме стартового необходимо планировать использование оборотного капитала. Вложить все имеющиеся средства в старт бизнеса в расчёте на немедленную прибыль - не самая правильная идея. Выход бизнеса на самоокупаемость может иногда занимать годы, а текущие расходы постоянно требуют средств.

За рубежом подобные проблемы решаются доступными кредитами на долгий срок, но у нас крайне неразвита сфера кредитования малого бизнеса - ставки по кредитам непомерно высоки, сложно получить кредит на продолжительный срок и вовсе невозможно получить отсрочку на развитие.

Инвестиционный климат

Второй по значимости проблемой предприниматели считают плохой инвестиционный климат. Это понятие включает в себя и излишние административные барьеры и высокую налоговую нагрузку и запутанность и частые изменения законодательства. О необходимости поддержки малого бизнеса государство говорит уже лет 25, но на деле ничего не меняется или меняется только в худшую сторону. Всевозможные программы поддержки малоэффективны. На самом деле надо не помогать конкретным предприятиям, тем более что зачастую среди получателей такой помощи оказываются не те, кому она действительно необходима, а всевозможные карманные фирмочки, а создавать условия для бизнеса в целом. Это комплексная задача  подразумевает снижение административного произвола, уменьшение необоснованных проверок, облегчение получения разрешений, регистраций и согласований. Что касается налогов, то современное российское государство предпочитает синицу в руках журавлю в небе. Лучше ободрать предпринимателя налогами здесь и сейчас, даже если ему после этого придётся свернуть бизнес, чем дать ему возможность развиться и позднее получать со вставшего на ноги бизнеса постоянные немалые платежи. Подобное отношение вынуждает бизнес уходить в тень, сворачивать производство или переносить его в страны, более лояльные к малому предпринимательству.

Кадровый голод

Ещё одна проблема малого бизнеса - кадровый голод. Интернет заполнен историями предпринимателей о вороватых продавцах, ленивых менеджерах и некомпетентных специалистах. Как отмечается, при всей имеющейся безработице и нехватке рабочих мест бизнесмену крайне сложно найти честных, ответственных, трудолюбивых и притом знающих сотрудников. Отсюда вытекает необходимость постоянного контроля, вникания во все мелочи со стороны владельца бизнеса.

Рынок сбыта

Наконец, четвёртой проблемой многие предприниматели называют доступ к рынку сбыта. Низкий спрос, неплатёжеспособность потребителя, засилье сетевых гигантов в торговле, кризис, а в последнее время ещё и санкции ограничивают возможности роста малого бизнеса, ведут к стагнации и сворачиванию производства.

Отмечается также правовая незащищённость мелких предпринимателей, слабое знание ими законов, налоговой системы и рыночных механизмов. В целом, можно констатировать, что не смотря на желание на словах правительства России способствовать развитию малого предпринимательства, никаких серьёзных усилий в этом направлении правительство не предпринимает, что ведёт к сокращению доли малого бизнеса в общей структуре ВВП, снижению предпринимательской активности населения, росту социальных проблем.