Успех после 35: Тим Вестергрен, основатель Pandora

Успех после 35: Тим Вестергрен, основатель Pandora

Успех после 35: Тим Вестергрен, основатель Pandora
Источник: telegra.ph, Денис Кузнецов,

До Пандоры

Тим Вестергрен родился в 1965 году в Миннеаполисе.

В школьные годы он посещал школу-интернат, Кранбрук-Кингсвуд. Он окончил Стэнфордский университет со степенью в политической науке. После окончания университета Вестергрен провел двадцать лет в качестве продюсера и композитора (работал в качестве няни между рабочими местами), уделяя большую часть своего времени новым художникам и независимым лейблам.

Pandora

Вестергрен основал Pandora в возрасте 35 лет. Изначально компания занималась продажей аппаратного обеспечения. В течение двух лет после создания проекта, пишет The Hustle, у Вестергрена не было возможности платить своим сотрудникам зарплату — пока компания не сменила профиль и не запустила собственный музыкальный сервис.

Возможно, Тим Вестергрен – самый живучий человек в Кремниевой долине. В 1999 г. он услышал о том, что лейбл Gеffеn Мusiс расторг контракт с певицей Эйми Манн, потому что у нее оказалось недостаточно поклонников, которые бы платили ему деньги. Это побудило Тима создать собственный бизнес: интернет-радио под названием Раndоrа. Вестергрен считал, что Эйми Манн можно объединить в онлайн-директории с похожими, но более популярными исполнителями, и тогда у нее станет больше поклонников. Он создал проект Мusiс Gеnоmе Рrоjесt, где эксперты оценивают песни по многим параметрам (от 200 до 400), а потом рекомендуют новые композиции и новых исполнителей пользователям на основании того, какие песни и каких исполнителей они выбирали раньше. Например, известный сингл Эйми Манн Sаvе Ме отличают «тонкая струнная аранжировка» и «смешанная минорно-мажорная тональность». Поэтому на радио Раndоrа он находится в одной директории с композицией Fаllеn Сары Маклахлан, в которой похожая аранжировка.

Скептиков было более чем достаточно. Вы собираетесь заставить экспертов прослушать сотни тысяч песен и по отдельности оценить их по сотням параметров? Вы хотите уговорить компании звукозаписи разрешить транслировать через Интернет музыку, защищенную авторским правом? Вы собираетесь развивать интернет-бизнес в тот момент, когда еще не остыл пепел доткомов? Вы сошли с ума! И целых девять лет скептики были правы.

Не сдаваться!

Вестергрен создал радио Раndоrа во время первого бума доткомов, и ему удалось привлечь средства инвесторов. Но пузырь лопнул, и Тиму не удалось получить дополнительные деньги, чтобы сохранить компанию. Кроме того, музыкальная онлайн-индустрия все еще была нестабильна, а в экономике начался застой. Тим проводил общие встречи со своими 50 сотрудниками каждые две недели, и на каждой просил людей поработать бесплатно еще две недели. В конце 2002 г. Тим приехал в свой офис и обнаружил на двери уведомление о прекращении аренды. В конце 2003 г. четверо бывших сотрудников подали на него в суд по поводу невыплаченной зарплаты. К марту 2004 г., получив больше 300 отказов от венчурных капиталистов, Вестергрен убедил компанию Wаldеn Vеnturе Сарitаl предоставить ему инвестиции в размере $9 млн. В 2005 г. радио Раndоrа все еще не приносило прибыли, и Вестергрен изменил бизнес-модель. Теперь компания могла зарабатывать не только на плате за подписку, но и на рекламе. Это помогло, но ненадолго. В марте 2007 г. федеральный Совет по авторскому праву увеличил отчисления, которые онлайн-радиостанции должны были платить компаниям звукозаписи. Это могло увеличить накладные расходы радио Раndоrа на 1000 %. «На следующий день наш бизнес был уничтожен, – говорит Вестергрен. – Мы даже хотели закрыть компанию». Но команде хватило живучести. Она быстро заключила партнерские соглашения с другими интернет-радиостанциями и начала кампанию лоббирования в Вашингтоне, чтобы продлить период переговоров с компаниями звукозаписи. Пользователи радиостанции Вестергрена завалили конгресс США электронными письмами и телефонными звонками; он говорит, что в целом в конгресс поступило около 1 млн писем и звонков.

В 2009 г. радио Раndоrа приобрела репутацию «главного неудачника» среди стартапов Кремниевой долины. Исполнители и лейблы звукозаписи заключили соглашения о распределении доходов с онлайн-радиостанциями, решив тем самым спор об оплате авторских прав. Скоро Дэвид Зе из компании Grеуlоск принес в компанию новые инвестиции и вошел в ее правление. К концу 2010 г. в музыкальной библиотеке Раndоrа было более 700 000 композиций, и компания получила $100 млн дохода. В 2011 г. она провела процедуру IРО, т. е. первичного публичного размещения своих акций.

Около десяти лет радио Раndоrа изводили судебные процессы, неблагоприятное законодательство и постоянная угроза банкротства. Но Тим и его команда не сдавались. Они упорно искали новую модель того, как люди находят и слушают музыку. Гибкость и упорство помогали им остаться в игре.

Основателю Раndоrа пришлось работать в условиях крайне ограниченных ресурсов. Ему не хватало денег. Ему не хватало ноу-хау. Ему не хватало связей. Ему не хватало сотрудников, советников, партнеров. Но все эти препятствия лишь открывали перед ним новые возможности. Когда нам не хватает ресурсов, мы создаем их сами. Когда у нас нет выбора, кроме как бороться, мы готовы биться насмерть. Когда у нас нет другого выхода, кроме как что-то придумать, мы это придумаем. Катерина Фейк, соучредитель сайта Fliскr, говорит: «Чем меньше у вас денег, чем меньше у вас людей и ресурсов, тем больше вам нужны творческие способности». Прояви находчивость или умри. Именно поэтому стартапы так часто опережают крупные компании, когда речь идет о революционных инновациях: если Мiсrоsоft не будет шевелиться целый год, то на ее счетах в банке все равно будут миллиарды долларов; а если стартап не будет шевелиться, то тут же выйдет из игры. Если вы хотите выяснить, насколько вы на самом деле находчивы, сократите свой бюджет. Сократите свои крайние сроки. И посмотрите, как вы с этим справитесь. Это подготовит вас к настоящим трудностям, которые неизбежно возникнут.

Сегодня

Сегодня выручка компании составляет $1,4 мрлд, в компании работает более двух тысяч человек. Сервис имеет более 80 миллионов активных пользователей и более 4 миллионов платных подписчиков.